Вечер памяти поэта Олега Охапкина
20 января в Новом музее, в экспозиции выставки художников Арефьевского круга прошел вечер памяти поэта Олега Охапкина (1944-2008).
Своими воспоминаниями о поэте поделились его друзья и близкие: Сергей Стратановский, Татьяна Ковалькова, Дмитрий Шагин, Татьяна Горичева, Петр Казарновский.
Олег Александрович Охапкин (родился 12 октября 1944, Ленинград; умер 30 сентября 2008, С.Петербург, похоронен на Волковском православном кладбище) — русский поэт. Один из самых известных деятелей ленинградской "второй культуры" 1970–1980-х годов.
Биография:
В 1957-58 пел в хоре Александро-Невской лавры. В 1961 году окончил Архитектурно-художественное ремесленное училище. Затем поступил в музыкальное училище им. Мусоргского (класс вокала). Параллельно работал маляром, осветителем и статистом в Малом оперном театре (1963-65), певцом в хоре Ленинградского радио и телевидения под управлением Г. Сандлера (1965-66). Однако в 1966 году оставляет музыкальное училище, окончательно решив посвятить себя поэзии. В 1966 – год смерти А. Ахматовой, пришел в литобъединение «Голос юности» к Давиду Яковлевичу Дару.
С конца 60-х по начало 90-х им написаны поэтические книги: «Ночное дыхание» (1966-68), «Возвращение мест» (1969), «Душа города» (1968-69), «Моление о Чаше» (1970), «Времена года» (1970-71), «Посох» (1971-72), «Высокая цель» (1973-74), «Посвящение» (1983),«Лампада» (1991-1992). В 70-е несколько стихотворений и поэтических переводов были опубликованы в официальных изданиях, однако большинство рукописей расходилось в самиздате. Стихи печатались в машинописных журналах «Обводный канал», «Часы», «37», «Вече» (Москва) и других, а также в зарубежных русскоязычных журналах «Грани», «Время и мы». «Эхо», «Вестник РХД».
Опубликовано 5 поэм: Душа Петербурга (1969),Возвращение Одиссея (1973), Испытание Иова (1973),Семь песен единой Песни (1973),Судьба Ионы (1975). Однако некоторые произведения большой формы утрачены (например, поэма «Голод») после уничтожения автором своего архива в 1983 году. Возможно, что-то осталось в архивах друзей.
О творчестве:
В русской поэзии продолжил линию Державин - Тютчев, обогатив ее живым языком 20 века. В поэтическом пространстве 1960-х годов складывалось множество различных направлений. Были «ахматовские сироты» (Найман, Бродский, Бобышев, Рейн), «аристократы-эзотерики» (во главе с Волохонским), неодадаисты (Эрль, Миронов). Олег Охапкин и Леонид Аранзон стояли особняком. Охапкин был лидером группы, в которой проявляли интерес к архаическим поэтическим формам поэзии XVII века, к силлабике. Но они не пытались их реконструировать. Это был своеобразный авангардизм через архаизм.
Из статьи Виктора Кривулина «Петербургская спиритуальная лирика вчера и сегодня»: « В нашей среде торжествовало поздневизантийское сакральное отвращение к обыденной жизни. И этому сопутствовало завораживающе-прекрасное отвращение продуцируемого текста к самому себе, то есть к словам, его составляющим. Пытаясь воссоздать атмосферу духовных поисков 60-70-х гг., нужно иметь в виду, что никакой позднейший текстовой анализ не в состоянии передать действовавшие на протяжении четверти века творчески-разрушительные импульсы, которые усиливались эффектом «проживания сказанного». В этом смысле самая, пожалуй, характерная и «чистая» фигура - Олег Охапкин. Воспитанник полуподпольных «иоаннитов», пришедший в поэзию из церковной среды, он строил свою жизнь "по слову", как метафору тотального сомнения в реальности собственного физического бытия».
Библиография
1.Стихи. - Л.-Париж: Беседа, 1989.-175 с. Предисловие В. Кривулина.
2.Пылающая купина. - Л.:Советский писатель, 1990. В "Октаве". – 65 с. Предисловие А. Кучерявкина.
3.Возвращение Одиссея. - СПб.: Mitkilibris, 1994. - 80 с. Предисловие А. Арьева.
4.Моление о Чаше.-СПб.: Mitkilibris, 2004.- 104 с. Предисловие А. Арьева.
5. Лампада. – СПб.: Русская культура, 2010.- 164 с. Предисловие Т. Ковальковой
======================================================================================
Фоторепортаж с лекции: