Автора
    Произведение
    Выставку
    Издание
    Событие
    Все

    ОБЪЯВЛЕНИЯ

  • Выставка «Небо в искусстве» в Русском Музее

    Выставка

    12 августа 2010
    Корпус Бенуа



    В экспозицию выставки включено около 110 произведений из коллекции Русского музея и частных собраний. Представлены произведения древнерусского искусства, живописные работы XIX – XX столетий, а также фотографии и современные арт-объекты (инсталляция, видео-арт).

     

    12 августа в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Небо в искусстве". Эта тема увлекала художников всех времен. Образ неба – удивительного чуда природы – в каждую эпоху раскрывался по-своему, оставляя след мировоззренческого и стилистического состояния искусства. Однако подобная выставка сделана впервые. На экспозиции представлены произведения живописи и графики отечественных и зарубежных художников XIX – XXI столетий, иконы, скульптуры, инсталляции и фотографии из коллекции ГРМ и частных собраний (около 110 экспонатов).

    Выставка проходит при поддержке Иветы и Тамаза Манашеровых, Группы компаний Unident, Культурно-благотворительного фонда U-Art: Ты и искусство

    В первом зале экспозиции представлены произведения художников конца ХХ – начала XXI веков. Современные мастера работают в самых разнообразных жанрах: живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляция, видео. И каждый из них по-своему "строит отношения" с небом. Здесь и позаимствованное в типовом советском плакате небо Эрика Булатова ("Тающие облака", 1982-1987), и творческие эксперименты классика немецкого искусства ХХ века Йорга Иммендорфа ("В полете", 2002). Здесь и озорные, полные юмора картины Виктора Тихомирова ("Мужчина созерцает светила", 2009) и Владимира Любарова ("Лунатики", 2009), и философские искания основоположника иератизма Михаила Шварцмана ("Двери неба", 1987-1988). Здесь и мрачноватые медитации одного из лидеров отечественного нон-конформизма Оскара Рабина ("Окно Валентины", 1965), и новаторские, эпатажные творения скульптора Юргена Вебера ("MAEVE", 2010). Представлены в этом зале и своеобразные отклики на актуальные события общественно-политической жизни (Алексей Каллима. Из серии "Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом", 2008), а также фотографии, изображающие вечно меняющееся и вечно неизменное небо (Сергей Ястржембский. Из цикла "Небо над миром" (2000-10); Лев Мелихов. Из цикла "Россия – Небо – Россия" (1990-2010).

    Второй зал – это небо большого города. Развитие цивилизации наложило свой, особый отпечаток на взаимоотношения человека и стихии: городское небо многолико и неоднозначно. Пронзают небесный свод, уходя ввысь, шпили высоток и небоскребов (Валерий Леванидов "Москва. Юго-Запад", 1975; Сергей Шаблавин "Небо над городом", 1988), а из замкнутых пространств дворов можно увидеть только "квадраты" неба (Платон Петров. "Небо в колодце", 2009-2010). И серая беспредельность облаков предвещает нелетную погоду (Александр Тимофеев "Мюнхен", 2010). В мегаполисе все обустроено и приспособлено под нужды человека: даже небесные тела и светила "приватизированы" (Леонид Тишков, Борис Бендиков. Серия фотографий "Частная луна", 2003-2005). Но для кого-то и небо может стать ловушкой (Елена Губанова, Иван Говорков "Духовка", 2010).

    В середине двадцатого века, с появлением гигантских телескопов, открылись возможности увидеть звезды, туманности и галактики, свет от которых идет миллиарды лет. Появились новые, поистине космические впечатления, совершенно фантастические и пока еще непривычные для землян формы и образы – и все это "по ту сторону" неба. Эту, идущую из необозримых далей, энергию и позволяют ощутить произведения, представленные в следующем зале. Впервые в Русском музее представлены картины первого человека, вышедшего в открытый космос – дважды героя Советского Союза Алексея Леонова "Первый выход в открытый космос" (1990) и "Где-то здесь возникло человечество" (2009). Неожиданный взгляд на космические просторы являют и композиции Франсиско Инфантэ-Арана "Проекты реставрации звездного неба" (1965-67). Японский мастер видео-арта Изуру Мидзутани представлен комплексной инсталляцией "Слезы неба" (2009). Особую атмосферу в зале создают уникальные многоцветные изображения галактик и туманностей и предоставленные Пулковской обсерваторией астрономические приборы.

    Пейзажи конца XIX – начала XX века представлены в следующем зале: различные направления, различный подход к изображению неба. Пейзажисты русской реалистической школы (передвижники) обращаются к небу в поисках красоты и правды на родной земле. На картине Николая Дубовского "Притихло" (1890) предгрозовое небо нависает над землей тяжелым облаком, как предощущение, предвестие.

    Достоверности простого неба искал в своих живописных открытиях Архип Куинджи. Для любования его небесами не нужны экстремальные условия, особое настроение, дальние путешествия: нужно просто взглянуть ввысь, сбросив с глаз пелену привычного. Картины Куинджи – это радость узнавания настоящего неба в волшебном сопоставлении красок ("Лунная ночь на Днепре, 1880, "Закат в степи на берегу моря", 1900-10).

    В русле символизма художники рубежа веков осуществляли попытки вернуть в картины сакральное, "иное" небо. Это небо творцов и мистиков, странников и поэтов. Оно противоположно небу бытовому, материальному (Виктор Борисов-Мусатов "У водоема", 1902, "Облака", 1904).

    Ну а картина Марка Шагала "Прогулка" (1917-18) как бы связывает этот зал с предыдущим – космическим. Влюбленных Шагала не тяготила земля. Идиому "крылья любви" художник иллюстрировал, запуская их в небеса.

    В последнем зале представлены произведения, в которых небо исполнено духовного, религиозного содержания. Во-первых, это иконы ("Огненное восхождение пророка Илии", начало XVI века, "Преображение", XVI век). Икона – образ небесного мира-царствия. Ее небо – светоносное золото, символ неизобразимого, доступного лишь внутреннему взору.

    Небо эпических времен с археологической подробностью воссоздавал Николай Рерих. Время, когда люди воздевали руки к богам в облаках, и те говорили с людьми. Такое небо легко становилось метафорой, и в нем можно было увидеть караван, огонь, благословение, волшебство и – битву добра со злом за покоящуюся в первобытном сне землю ("Небесный бой", 1912, "Веления неба, 1915).

    В древней иконописи черпал вдохновение Казимир Малевич (Эскизы фресковой живописи "Торжество неба" и "Автопортрет" (1907)). Вырвавшись за привычную линию горизонта и устремившись в новое супрематическое небо, Малевич вернулся на землю в конце 1920-х, чтобы воздвигнуть над горизонтом громадные безликие фигуры "землянитов" ("Крестьянка", начало 1930-х).

    В советских картинах 1920-1930-х годов небо было покорено и обжито: его заполонили самолеты, дирижабли, гимнасты и парашютисты. Однако оно представляло собой слишком мощный смысловой ресурс, и даже официально утвержденная победа материализма не могла свести его исключительно к атмосфере, к метеорологии, к фону. Поэтому и возникал в просвете грозовых туч, словно древнее божество, лик основоположника коммунизма (Неизвестный художник "Портрет Карла Маркса", 1920-30-е), а портрет первого космонавта (Александр Шилов "Гагарин – сын родины", 1980) становился иконой нового времени. Но при этом рядом – небо Виктора Попкова ("Северная часовня", 1972) – строгое мерило человека, вечное напоминание о том, куда ему надлежит вернуться

    http://rusmuseum.ru/exhib/future_exhibitions/